Путешествие к Бгарату

Из путешествующего блокнота: «Бгарату — духовное сердце планеты»

Лично для меня Индия началась не с аэропорта, а … с поднебесья. Именно там, над Мумбаєм, перед самым приземлением боинга, неожиданно почувствовала густой аромат специй и сандала. Ощущение и впрямь удивительное. Небо над многомиллионным мегаполисом… пахло Индией.

Внизу – море разнообразных разноцветных игривых огней, а совсем рядом, на расстоянии вытянутой руки – вполне сочный месяц. Такой, как на картинах сына и отца Рерихов.

Неожиданности начинаются сразу после приземления: мы оказываемся в парком теплом воздухе. Одним словом – сауна. Теплая одежда сразу становится лишним. Забираем его с собой, поскольку один из пунктов дальнейшей долгого путешествия тянется вплоть до Гималайского кряжа. Туда, где нашли пристанище в 1954 году тибетцы, спасаясь от китайских коммунистов. 27 градусов тепла – классическая декабрьская индийская ночь. Увидев нас у выхода в город, мгновенно вырастает большая толпа смуглых и низкорослых мужчин – это таксисты. Все они готовы вести нас куда угодно, чтобы заработать хоть какую копеечку. Переговоры заходят в тупик. Никак не можем прийти к общему согласию по цене. Проходит два часа, когда мы наконец вытаскиваем свои чемоданы на двор аэропорт, чтобы впервые ступить на индийскую землю. Водитель такси лихо прикручивает наши сумки веревками… в багажном отделении, поскольку крышка не закрывается. Мы двигаемся в направлении другого аэропорта, который предназначен для внутренних перелетов, чтобы лететь к Бангалору, следующий город нашего путешествия. Оттуда рукой подать до знаменитого Путтапарти, городка на юге штата Андхра Прадеш, который прославился тем, что подарил миру незаурядную личность, святого – Аватара Бхагавана Шри Сатья Саи Бабу.

Древнее название Индии – Бгарату. Это удивительно-мистическая страна. Страна нежности и одновременно резких контрастов, махараджей и йогов, таинственных культов и потрясаючих ландшафтов, старинных храмов и монастырей. Страна, в которой мирно уживаются различные духовные школы и разные религии. Да, первое впечатление обманчиво: нецивилизованная, грязная, переполненная нищетой. Но вспомним, что белоснежный цветок лотоса зарождается глубоко под водой в болоте. Ее стебель тянется через водяную толщу все вверх и вверх, туда, где свет, где солнце. Более двадцати метров! Поэтому и не удивительно, что именно эта земля на протяжении пятитысячелетней истории дала миру больше всего святых имен и духовных учителей. Мне импонирует высказывание Саи Бабы: “Во многих странах древняя культура исчезла много лет назад. Только культура Бхараты сохранилась с давних времен до наших дней. Причина? Божественные корни этой культуры дошли до сердца земли и окончательно укоренились там. Эту культуру поддерживает сама божественность”.

В маленьких городках прямо под ноги выбрасывают шкурки с бананов, апельсинов и мандаринов. Но только потому, что везде свободно бродят священные в Индии животные – коровы. Для них это настоящая находка – пища. Коровы оставляют после себя “нечто”, и это “кое-что” бедные слои населения подбирают, чтобы утеплить свои хибарки (другим словом их не назовешь). Индия занимает второе место в мире после Китая по количеству населения. В результате трех войн была ослаблена экономика. Третья прекратилась только в семидесятых годах прошлого века. Да и как не вспомнить Индию в статусе колонии Британской империи… Последняя практически истощила эту страну, грабя и вывозя абсолютно все.

Индийские бездомные спят на городских тротуарах под открытым небом, пугая своим видом туристов. В свое время премьер этой страны Индира Ганди выделил даже домики для их проживания. Однако из этого проекта ничего не вышло. Потому что новоиспеченные жильцы взяли да и распродали их. Дело в том, что эти люди – выходцы племен, которые постоянно жили в джунглях…

Западному человеку, привыкшему к цивилизованным нормам жизни, чрезвычайно сложно вживаться в индийский быт. Везде, куда бы вы не заходили, надо обязательно снимать обувь. Но не внутри помещения, а на улице, на тротуаре. Можете не волноваться – его никто не возьмет. Здесь, на юге, жара делает свое дело – в основном местный люд ходит босиком. А если и обувается, то в обычные тапочки, которые у нас называют “вьетнамками”. Впрочем, если бы тапочки исчезли, то из этого не надо делать особой трагедии, а только радоваться, ведь это означает, что вашу карму кто-то «почистил», взяв на себя часть грехов. А еще эта гострющо-жгучая еда!

Сегодня в Индию едут тысячи людей из стран бывшего Союза, из Америки, Африки, Европы. Едут кто за чем: кто-то просто как турист, а кто-то как пилигрим в поисках истины. Ведь Индия, согласно ведических манускриптов – это духовное сердце нашей планеты. И у нее особая миссия – пробуждать сознание человека к духовному призыву и и труда над внутренним совершенствованием каждого. Именно на этой территории получили просветление тысячи людей со всего мира.

Как у Бога за пазухой

На юге Индии много зеленых кустов и деревьев обрамлены красно — багряным цветом. Реже можно встретить желтый или белый. Иногда встречаются деревья, которые обильно покрыты несколькими цветами одновременно, например: и красным, и белым. Это зрелище не может оставить кого-то равнодушным, даже самых заядлых скептиков. Смотришь и думаешь: это реальность или индийское кино? Среди этого багатоколір’я впечатляют на клумбах своей простотой наши родные бархатцы. В Индии их выращивают большими плантациями в течение года. Ведь это основные цветы в гирляндах, которыми украшают храмовые алтари. А зимой в них вплетают еще и нежные цветы жасмина.

Кстати, про городскую улицу – это сплошной шум, непрерывные сигналы местных водителей, крики уличных продавцов, перекрикивание, настойчивое и монотонное приставание попрошаек… среди этого хаоса неожиданно может всплыть худоребра корова и идти прямо на вас. Она священна, ее обижать нельзя. Но… в любой момент (все зависит от вашего желания) вы можете незаметно нырнуть в ворота местного ашрама и спастись от реалий аутсайду. Это уже аура другого мира, как глоток живительной жидкости в адской, раскаленной солнцем пустыне. Здесь – как у Бога за пазухой. Именно так с нами и было в Путтапарти, городке на юге Индии, недалеко от промышленного центра Бангалору. Одним словом объяснить, что такое ашрам, все равно, что не сказать ничего. Территория, где проживает учитель и его ученики. Но это также не разъяснение, ибо современные ашрамы в Индии давно не такие, как были когда-то и отличаются друг от друга. «Прашанти Нилаям» — название упомянутого ашрама, на языке санскрита означает обитель наивысшего покоя. Большая территория, где есть все необходимые социальные учреждения и структуры: телеграф, столовые (индийская, пенджабский и европейская), музеи, торговые киоски, супермаркет классический и отдельно – книжный, гостиничные помещения вроде наших общежитий — норди. Но главный объект – это огромный мандир (место, где происходят ведические песнопения, бгаджани). Там одновременно может разместиться около 20 тысяч человек. Он разделен на две половины: женскую и мужскую. Даршан, что в переводе с санскрита означает созерцание святой личности, начинается в восемь часов. “Существует только один язык – язык сердца, существует только одна каста – каста человечества, существует только одна религия – религия любви, существует только один Бог и Он Вездесущ”.

В этой стране рождалось и продолжает рождаться много духовных лидеров и святых. Например, в штате Керала, который называют страной Богов или земным раем. Расположен он на берегу Индийского океана. Это сюда когда-то плыл Васко да Гама, а оказался…в Америке. Здесь есть иудейские синагоги, португальские крепости, голландские дворцы и сирийские церкви, индийские храмы. Стопроцентная грамотность и стопроцентная чистота. Здесь живет удивительная женщина – святая Амма. Она открывает человеческие сердца к любви и гармонии в очень удивительный способ, обнимая людей. Амма сделала уже более миллиона объятий, обратив в такой способ людей на духовный путь истины.

На территории ашрама в Путтапарти живет и работает много волонтеров, которые посвятили себя духовному служению во время выполнения обычных хозяйственных работ (приготовление пищи на кухне, выращивание овощей и фруктов, уход за цветами и деревьями, уборка территории). Их называют сєвадалами. Сева (санскрит) – безполезное служения. Если кто-то рассуждает, что только через молитву можно соединиться с Богом, то он глубоко ошибается. Выполнение своих обязанностей на благо других – это тоже служение Всевышнему. Яркий пример – Мать Тереза.

                 Чайтанья Джьотіш

Так называется архитектурный музей духовного пробуждения человеческого сознания. Его крыша выполнена в китайском стиле, готические окна, римские арки, мавританские купола, индусские религиозные скульптуры.

Автор проекта Саи Баба. В центре двора – двенадцатиметровая колонна. На ее верхушке Божественная рука, указательный палец которой держит огромный шар, что символизирует собой всю Вселенную. А пять лебедей олицетворяют пять главных человеческих качеств: истину, правильное поведение, любовь, спокойствие и не насилие. По обе стороны два бассейна с невероятно большими декоративными разноцветными рыбами. Очередь в музей очень длинная, потому что работает он только несколько часов в день. Однако скучать не приходится. Например, чего стоят гранитные шары весом по 600 кг, которые движутся вокруг своей оси. А вот и вход… Мы попадаем в тоннель. В некоторых из присутствующих сразу же возникают ассоциации со случаями клинической смерти (помните, про свет в конце тоннеля?), у кого – то- переход на высший духовный уровень… на самом же Деле, в этом туннеле-коридоре рассказывается о возникновении пяти элементов построения Вселенной: огонь, воду, землю, воздух, эфир, которые в свою очередь возникли из священного звука Ом, символа Вечности. Именно с Ом была создана вся система мироздания. “Я отделил Себя от Себя, чтобы я мог полюбить Себя. Никто не знал, кто Я есть… пока для Своего удовольствия я не создал этот мир… Одним Своим словом – ОМ”. Вот такая интересная история. А в результате игры человеческого разума, который приносит в этот мир и хорошее и плохое, вездесущий Творец неоднократно воплощался на Земле для коррекции мира. У разных народов по-разному: Кришна, Будда, Иисус Христос, Зороастр, пророк Мухаммед и другие. Когда среди различных (скульптурных) фигур представленных в музее увидели фигуру Иисуса Христа, поверьте, было такое впечатление и ощущение, что встретили в далеком края родного человека в мире. Надпись на английском звучит так: “Сострадание и терпение. Посланник любви и жертвенности. Иисус пожертвовал своей жизнью для установления правды”. И каким было наше удивление, когда на выходе из музея (на первом этаже) нас ждала рождественская шопка. До Рождества оставалось две недели.

Экстрим на индийских дорогах

Индийский транспорт – не для слабонервных. Здесь практически мало светофоров… На индийском “автобане” одновременно движутся скоростные машины, и те, что еле держатся кучи, кажется, вот-вот в один какой-то момент розсипляться… Одновременно едут мотоциклисты, идут люди с какими-то тележками, едут рикши-экстремалы, едва ступает старая-престарая корова (слава Богу, слоны идут вдоль пути), неожиданно в этом хаосе может всплыть телега запряженная круторогими волами. Какие-то бездомные неизвестно откуда выныривают посреди дороги как марево – и начинают переходить прямо перед машиной… От этих неожиданностей немеют ноги и становится жутко. Кстати, в мегаполисах автомобили едут настолько близко друг от друга, что высунуть локоть из окна очень опасно – можно остаться без него. Правостороннее движение в Индии – это следствие длительного пребывания страны под колониальным гнетом Британии. Дороги великолепные, а вот водители и правила дорожного движения… О такси. В Индии это самый дешевый вид транспорта на дальние расстояния. Такси можно нанять и на 13 часов, и на четыре суток. Однажды во время путешествия услышали сбоку треск разбитого стекла. Роззираємось вокруг, а в нас уже нет правого зеркала! Наш водитель даже не посмотрел на то, что произошло, а сосед, что зацепил – тем более, преспокойно погнал вперед, нагло и виртуозно маневрируя между всем остальным транспортом. После того случая стали обращать внимание: почти каждая машина имела какой-то недостаток, была без одного, а то и двух боковых зеркал. Водители шикарных авто (видели и такое) решают ситуацию по-особому, специально снимают четырех мотоциклистов. Один едет впереди, второй сзади, а третий и четвертый по обе стороны. Это стопроцентная гарантия, что автомобиль будет целым и невредимым.

                   В гости к Далай-Ламе

Вернувшись с юга Индии, где в декабре было +27+30, мы добрались до Дели и начали переформатировать свою одежду. В столице ощутимо похолодало, особенно вечером. Местный люд спасался длинными кашемировыми шарфами. Ужасно устали от многочасового перелета (а это через всю Индию), мы с группой поехали устраиваться на ночлег в заранее оговоренное отель. Регистрация, поселение – все это заняло немного времени. Утром взяли в аренду одну комнату (вместо камеры хранения) и оставили там все крупные вещи. Дело в том, что домой должны были лететь через некоторое время из Дели.

Небольшая экскурсия столицей и мы уже направляемся рейсовым автобусом до Гималайского кряжа. Конечная остановка – городок Маклоргандж (штат Химачал-Прадеш). Именно там находится офис главы тибетского буддизма Далай Ламы XIV Тензин Гьяцо. В этом штате живет и работает тибетское правительство в изгнании.

Сев в автобус, даже не подозревали, что нас ждало впереди…А впереди была ночь и крутые головокружительные подъемы вверх. Чем выше, тем сложнее была дорога, практически каждый ее километр. Заснуть уже никто не мог, сидели и тряслись с перепугу, как рыжие мыши. Мысленно повторяли все, кто что знал: молитвы, мантры. И было чего… Дорога местами сужалась так и резко сворачивала в сторону, что наш автобус резко разворачивался на 360 градусов. Колеса местами справа не имели уже опоры…

Под утро, когда начало розвиднятись, напряжение немного поднялось от созерцания окружающего и непревзойденной красоты гор. Первым нас приветствовало солнце. Сначала его лучи нежно коснулись высочайших горных шпилей. Укрытые снегом, они казались недосягаемыми и холодными. Однако солнце сделало невероятное: вершины гор сразу словно ожили, засияли хрустальной белизной, заструменіли странным сиянием. Мир вокруг заиграл серебряными красками. И сразу в воображении возникли картины великих Рерихов. Кто-то даже вспомнил, что недалеко находится местность, где они жили и работали. Сидели потрясенные красотой, затаив дыхание… и вдруг Солнце… Огромное! И не такое, которое мы знали до сих пор. Оно плавно вивершилось над небосводом, и мир взорвался Светом. Это были индийские Гималаи. По ту сторону прятался Тибет со своей правічною столицей Лхасой. Неожиданно для нас автобус въехал в многолюдную местечковую улочку. Даже не успели опомниться, как водители поставили нас перед фактом: приехали! Местные жители удивленно и с любопытством нас рассматривали. А вот и мы – их.

Улочки вузесенькі. Много продавцов с товаром. Чего здесь только нет! Можно купить все, начиная от свежих овощей (особенно много молодой картошки!) и заканчивая дорогими драгоценностями. Домики, словно ластів’ячі гнезда, забавно поприліплювались к подножию гор. Первая ненавязчивая мысль: смело! А если землетрясение? Найти место для ночлега не составляет особых трудностей. Достаточно хватает частных отельчиков. Местные с этого только и живут. Рядом нашего дома строился еще один. Все работы только вручную: горы. И этим все сказано.

  Не теряя времени, отправляемся в буддийский монастырь…

Тем временем, немного истории. В 50-х годах китайские коммунисты вторглись в Тибет. А в 1959 году вспыхнуло всенародное антикитайське восстания. Народ стремился к Независимости. Армия жестоко расправилась с тибетцами. В результате конфликта более 80 тысяч человек вместе с Далай Ламой покинули Тибет, попросив политического убежища в Индии (по ту сторону Гималайского кряжа). Далай Лама, означает высший, океан мудрости. Принято считать, что все четырнадцать лам – это одна и та же человек, который помнит свое предыдущее воплощение. Рассказывают о нынешнем Далай Ламу, когда ему было два года, в их село пришла особая группа лам с игрушками и реликвиями предыдущего ламы тринадцатого, ища новое воплощение ламы. Тот сразу узнал и радостно закричал: “Это мое, это мое!”. Существует убедительная версия, что лама сознательно воплощается снова и снова. Обучение происходит еще с детства. Это пять больших наук (логика, тибетское искусство и культура, санскрит, медицина, буддийская философия) и » пять малых наук (поэзия, музыка и драматическое искусство, астрология и словесность). Кстати, экзамены по логике Далай-Лама сдавал тридцати ученым, вел философский диспут с пятнадцатью учеными. А тридцать пять ученых экзаменировали его по вопросам монашеской дисциплины и метафизики.

Далай – Лама все свои силы отдал на организацию и создание уже новой системы образования и развития экономики на новом месте жительства: тибетский институт драматических искусств, Центральный институт высшей тибетологии. В изгнании было воссоздано свыше двухсот монастырей. Этот человек постоянно в движении: он посетил уже более 43 страны мира. Пять раз встречался с Папой Римским Иоанном Павлом II. Его план мира был одобрительно встречен всем миром. Цель поездок – пропаганда мирного разрешения любых конфликтных ситуаций. В 1989 году был награжден Нобелевской премией.

На дворе монастыря узнали, что на днях Далай – Лама вернулся из очередного путешествия домой в офис. И мы рискнули. Отправили делегацию из трех человек… Переговоры проводились через секретаря. Далай – Лама радостно отреагировал, когда услышал, что есть группа с Украины. Но выяснилось, что у него очень жесткий график (официальные встречи, аудиенции, религиозные учения и церемонии), рабочее время уже расписан на 25 дней вперед. Тогда он начал пересматривать свой график, чтобы нас туда “втиснуть”. Предложил через пять дней. Но через пять дней мы должны были уже сидеть в самолете Дели-Киев. Тогда мы начали проситься тихонько посидеть в его “поле” во время медитации. Далай – Лама очень извинился, сказал, что настолько загружен в последнее время, что даже не успевает привычно медитировать. Но мы все равно были счастливы от пребывания на его территории. В дальнейшем происходили странные вещи, везде, куда бы мы после этого не заходили (женский буддийский монастырь, музей) нас радостно встречали. Мало того, было такое ощущение, что нас здесь не просто ждали, а выглядели. Так Далай – Лама занимался нами даже на расстоянии. Его незримое присутствие сопровождало нас вплоть до штата Пенджаб, куда мы потом поехали, чтобы окунуться в воды Золотого храма в городе Амрітцар.

Встреча в тибетском монастыре

Тибетцы, которые не так давно пустили свои корни в индийских Гималаях, помнят и ревностно оберегают свои народные и религиозные традиции. Они радостно воспринимают другие религии мира, понимая, что «гораздо лучше, если у нас будет широкое разнообразие религий, широкое разнообразие философий, нежели одна религия или философия. Это необходимо в силу того, что у людей разные ментальные наклонности. В каждой религии есть свои уникальные идеи и методы. Изучая их, мы обогащаем собственную веру». Эта мысль принадлежит тибетскому духовному лидеру современности Далай Ламе. А что это именно так, мы убедились, когда из любопытства попросились зайти в женский буддийский монастырь, что находится в городке Маклорганджі, там где и офис Далай Ламы. Монахини прекрасно знают английский язык, поэтому у нас не возникало особых трудностей в общении. Сначала нас завели в храм, где происходят молитвенные службы. Позволили без спешки сосредоточиться и все хорошо рассмотреть. Тибетские монахини небольшого роста (не потому, что там девушки разного возраста), такая природная конституция тела этого народа. Поскольку все пострижены голомозо, то сначала даже трудно сориентироваться, какого пола человек перед тобой стоит. Одеты все в суконные туники огненного цвета. В храме есть большая стеклянная шкаф, где хранятся священные письмена, записанные на деревянных дощечках и обернуты оранжевой тканью. Когда монахини приходят сюда, чтобы духовно работать, каждая из них получает такую свою книгу и вчитываясь в философские трактаты, погружается в размышления о человеческом бытие, о окружающем мире, об устройстве Вселенной, о принципах человеческого сосуществования. В принципе мы поняли одну простую вещь: все традиции, все религии говорят об одном и том же , только разными языками. Вот, например, вам ничего не напоминают эти буддийские заповеди: нельзя никого убивать, начиная от насекомых и заканчивая человеком; нельзя воровать; нельзя заниматься развратом; нельзя обманывать; нельзя о ком-то плохо говорить; нельзя грубить другим; не заниматься пустопорожним трепом; нельзя завидовать; иметь злой умысел другого человека; нельзя выдавать желаемое за действительное.

Монахини удивительно закаленные. Как на нас, то погода в горах напоминала нашу раннюю весну, но без солнца и с заморозками ночью. После юга Индии, с ее тридцатью градусами в декабре, нам было очень холодно, а буддийские монахини и монахи ходили на короткий рукав и с непокрытой головой…

Казалось, что и обезьяны которых здесь очень много, также здригались от холода и перемещались стайками, прижавшись друг к другу – так было теплее.

В монастыре разговорились с одной монахиней (возможно, то была самая старшая по статусу, потому что она первая согласилась на общение). Незаметно (через переводчика) наша беседа превратилась в своеобразную пресс-конференцию. Девушка с охотой отвечала на все наши вопросы…

Бог для человека является основоположником материального вселенной, и всего того, что ее окружает. Он является Творцом всех живых форм в своих Вселенных. Бог создал человека, Землю, множество форм и миров. Он Создатель матрицы души и пяти типов матриц в нашей Вселенной. У него есть много помощников (по-нашему архангелов, ангелов, святых, блаженных, святых и тому подобное), которых он учит творению. Но они работают только в пределах Его планов и целей. Кстати, о творчестве. Это вспомогательная сила от Всевышнего (мы называем это вдохновением), которая развивает мышление с помощью матрицы, без участия физического мозга. От того, какого качества энергии набрала человек в свои матричные лунки, зависит ее духовное состояние. Процесс творчества недоступен Дьяволу. В его Системе все это отсутствует. Созидание нового в него построено только на расчете. А где холодный расчет, там нет Сердца. В Тибете буддой называют человека, которая завершила свой жизненный цикл, отработала свою негативную карму и готова перейти на другие уровни бытия. Две с половиной тысячи лет назад в Индии жил очень богатый юноша, который был принцем, а потом отказался от всего, что имел. Его звали Сиддхартха Гаутама. Он достиг просветления. Но его чаще люди упоминают не по имени, а – Буддой. Здесь убеждены, что все люди должны стремиться стать «буддой», чтобы достичь этого состояния. Будда – это не идол, это напоминание нам, кем мы можем стать, если будем духовно совершенствоваться. Чудеса да и только! А люди с западным типом мышления считают буддизм религией, хотя сами буддисты так не думают, они говорят, что это у них такой стиль жизни.

На дворе монастыря никак не могли распрощаться, тучи на небе наконец расступились и мы оказались в солнечных объятиях. И только тогда я заметила, что сбоку, в ущелье каминной ограды, зацвел кустик наших родных бархатцев. И где? Вплоть вблизи Гималаев! Семечко, видимо, занес высокогорный ветер. Он бережно спрятал ее когда между камнями чтобы она дождалась своего времени. Чрезвычайно выносливые цветы! И кроме нас на них никто не обратил внимания…

Ближе к полудню местечковые улочки ожили и забурлили: торговцы, которые выставили свой товар, старались привлечь внимание каждого человека с европейским типом лица. Последние же, наоборот, задрав головы вверх, рассматривали причудливые деревянные крыши и козырьки, вязанные удивительной красоты узорами. Сосредоточиться на чем-то одном было чрезвычайно трудно, поскольку то и дело отвлекали внимание то местные жители, одетые в колоритный национальный одежда, то ослы, которые неизвестно как сюда забрели и даже не собирались заступиться перед вами на узенькой дороге.

Неожиданно мы нырнули в боковую улочку, которая вывела нас к очередному буддийского храма. Монахи, которые встретились нам на ступеньках этого величественного сооружения, любезно согласились с нами сфотографироваться…

А совсем рядом, не обращая на нас внимания, ревностно молились две седовласые «прихожанки». Молитва проходила в странный способ. На земле лежала длинная деревянная доска. Подняв высоко вверх руки, женщина повторяла молитву. После этого отодвигала на вервичци бусинку и быстро (восемь раз!) ложилась на доску в полный рост и сразу вставала. На восточных вервичках есть сто восемь бусинок. Столько, сколько человек имеет чакр (главных чакр семь, а вспомогательных – сто восемь). Вокруг храма возле внешней стены есть 21 золотистого цвета металлическая бочонок, которая от прикосновения руки начинает крутиться вокруг своей оси. В ритуал ежедневной молитвы тибетца входит обязательный обход вокруг каждой кадушки по часовой стрелке. Раскрутив ее, произносят мантру на санскрите «Ом мане падме хум», что в переводе на русский означает «Бог во мне приветствует Бога в тебе».

Однажды я увидела возле такой стены пожилую женщину, которая, держась руками за золотую бочонок, что-то шептала и горько плакала. Возле нее стоял старик монах. Низко склонив голову, он внимательно ее слушал, каждый раз сокрушенно качая головой и причмокивая: «Ая – яй!». Этот удивительный монах был чрезвычайно терпеливым…по крайней Мере, об этом говорила вся его фигура. Так невольно стала свидетелем тибетской исповеди. Происходил священный момент лечения души. И я поняла, что независимо от вероисповедания, от страны местонахождения на планете, этот ритуал есть и он необходим человеческой душе, потому что очищает и исцеляет.

«Лєпакші – индийское село, в котором пуджарії оживляют храм».

Индийский штат Андхра Прадеш славится старинными историческими храмами. Один из них находится в небольшом селе Лєпакші неподалеку городка Хіндупур. Ближайшие известные ориентиры национального значения это главная трасса Бангалор – Хайдерабад (65 км от Путтапарти). Если немало храмов сейчас существуют только как туристические объекты, то этот считается еще и «живым». Там есть пуджарії (брамины-священники), которые проводят пуджи. У них индейцы заказывают службу за здравие или за упокой души. Текст пудж звучит на языке санскрита.

Речь о храм Веєрабхадру (гневный аспект бога Шивы). Построили его еще по указанию императоров последней индусской династии Виджаянагара. Двор храма (если его можно так назвать) довольно большое. Дорога ведет по часовой стрелке. Она поражает, потому что когда идешь по ней, то начинаешь понимать, что каменный храм «вырос» на камне, правильнее – из камня, еще не так – со скалы, которая где-то там, глубоко внизу под ногами. Помещение самого храма с алтарями небольшое, фотографировать, как всегда, запрещено. Однако хватает «объектов» для фотографирования вне храма. Каминные колонны, которые подпирают потолок, имеют многочисленные ведические изображения и из мифологических сюжетов эпического искусства Индии. А еще стоит величественный несколькометровый Ганеша, которого индусы молятся, чтобы забирал препятствия на пути духовного и материального роста. Здесь есть каминная кобра с 7-ми капюшонами. Как нам растолковали, возле нее проводят ритуалы только женщины. Именно этот момент у всех нас вызвал саркастическую улыбку. Сразу возникло немало различных вопросов. Больше всех взволновало, почему именно женщины, а не мужчины? И почему именно у кобры? Сами спросили, сами и ответили: потому что змея, да еще и с 7-ми капюшонами – символ мудрости. И снова новые вопросы. Значит пришли к общему выводу: прежде, чем куда-то ехать, нужно хорошо выучить английский. Тем временем… увлеклась санскритом.

Двенадцать лет подряд посещаю эту страну и не перестаю удивляться ее небо всегда нежно окутывает меня неземными ароматами сандала и специй. Десять страниц из странствующих записок Индией – это лишь небольшая частичка той сокровенной информации, которой хотела с вами поделиться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *