Персеполис

Когда Персеполис (Парса) был одним из чудес античного мира

Персеполис, урбанистическое чудо света, жемчужина античного искусства. Когда думаешь: «Персеполис», «Дарий великий», «персидская империя Ахемениди», при этом представляется величие и слава на манер «Тысячи и одной ночи». Я никогда не думала, что когда, однажды, я буду прогуливаться аллеями Персеполиса, чудо-города, что это когда-нибудь станет возможным. Оно вдохновляет, переносит в славное прошлое истории человечества и заставляет задуматься над мгновением истории.

С тех пор как я ступил на иранскую землю, лишь мечтаю об одном: увидеть это чудо света, дотронуться до древних камней и прогуляться по улочкам города – символа Ахеменидськой Персии, основанного в 6 веке до н.е. Дарием Великим, Королем королей, Королем мира».

Почему именно Персеполис? Потому что это эмблема великой цивилизации, которая много чего оставила человечеству. Кроме того, Персеполис является одним из самых мощных урбанистических произведений в истории, свидетельством великой империи. Появление его величественных руин в тишине рассвета является незабываемым явлением, эти руины впечатляют и сейчас. Огромные каменные великаны с телом крылатого быка и человеческой головой и курчавыми бородами сохраняют поразительную пышность. Видя эти руины, которые и сегодня поражают, переносят нас в прошлое, завораживают, ведь ты «касаешься» истории и представляешь эту империю, а также «Короля королей, который… эссе это построил».

 

 

По дороге в Персеполис

Приехав в Шираз, из нашего дешевого отеля, мы берем такси в Персеполис, ведь туда можно добраться только на такси. Вообще-то такси отвозят и ждут туристов, пока те осматривают руины. Мой водитель очень дружелюбный и счастлив, по-іранськи радостно поздравил меня с «добро пожаловать в Иран» и отвозит меня к руинам, предупреждая час-два достаточно, чтобы осмотреть все. Что, час-два?! Я так долго мечтала о мой тет-а-тет с историей Персидской империи! Я предупреждаю, что я буду дольше. Эх, мой водитель проклинает, наверное, мою страсть к истории, тем более к древней истории, а тем более к истории Персии. Даже дня будет мало для моего свидания с историей.

У подножия горы Милосердия простираются до конца горизонта руины Персеполиса, сердце Ахеменидськой империи, одной из крупнейших и могущественных империй Античности. Сожжен Александром Великим в 330 году до нашей эры, эта летняя резиденция персидских королей, которую выкопали археологи в 1931 году, раскрыла бесценные детали про первую империю античности.

Ворота всех народов.

Еще только утро, а уже жарко, очень жарко. К тому же, я должна покрыть голову и одеться как этого требует исламская республика: джинсы (ох как в них жарко), платок на голове, чтобы покрыть волосы, и вышитая золотой нитью туника, на которой написано Шанель (куплена на местном базаре). Все это чтобы не соблазнять мужчин. Тунику с длинным рукавом и длинными полами пришлось также купить, как-вот наши джинсы оказались довольно облегающими для исламской республики. Солнце уже нещадно слепит, и ни деревья на горизонте. Я задумываюсь, что если в феврале такая жара, то что же творится летом? Но мой энтузиазм перекрывает эту жару.

При входе в небольшом музее я покупаю себе книгу на английском о Персеполис, ведь хочется больше узнать об этом городе. Я медленно подхожу к входу. Даже сегодня, двадцать шесть веков после постройки, Персеполис сохраняет свое величие. Руины огромных дворцов, старинные крестообразные могилы, высеченные на скале, остатки стройных колонн, изящных ветром и солнцем, роскошные барельефы и гигантские лестницы, все здесь поражает и вдохновляет. Посетители в прошлом, как и я сегодня, стояли с открытым ртом, пораженные красотой и величием Персиполиса, и прославляли Великого Короля и величайшего из всех богов — Агура Мазду, которые смогли построить такую красоту.

Величие и падение столицы.

Дворцы и дома столицы были построены в основном в период правления Дария 1-го Великого (522-486 до н. е), которого исследователи и историки считают подлинным основателем империи Ахеменидов, и, пожалуй, лучшим правителем за всю историю Персидской империи. Благоустройство огромного дворцового комплекса будет продолжен преемниками Дария 1-го: Ксерксом и Артаксерксом, почти в течение шестидесяти лет, так и не будучи завершенным.

 

Огромный дворцовый комплекс не был постоянным местом жительства королей. Но все здесь такое величественное и огромное! Для чего его тогда построили? По сути, цель новой столицы Персеполиса и заключалась в том, чтобы поражать и чтобы ее было видно издалека. И можно сказать, что короли этой цели достигли: дворец поражал всех гостей столицы и оставлял неизгладимое впечатление.

Персеполис вынырнул из забвения в средневековье, когда монахи, путешественники и европейские знаменитости, как и простые тогдашние туристы, по сути, восстановили потерянную память о былом столицу и былую славу Персидской империи. Город стал известным в мире, когда в 1971 году шах Мохаммед Реза Пахли решил именно в Персеполисе провести празднование 2500 лет основания Персидской империи. Если шах стремился восстановить величие Персидской империи, то аятоллы во время Иранской революции требовали сноса руин, чтобы устранить любую ссылку на до исламское прошлое Ирана. Благодаря только губернатору провинции Фарс, адвокату Нозратоли Амине, и мобилизации жителей города Шираз, Персеполис был спасен. К счастью, с 1979 года величественные руины Персеполиса внесены по наследия ЮНЕСКО, но этот статус также не спасает его от политических и экономических сиїзмів.

Специалисты до сих пор пытаются выяснить, для чего был построен Персеполис. По мнению некоторых, этот город был религиозным центром, национальным святилищем, в котором планировали празднование Нового Года,[1] главного праздника зороастрийцев.[2] Вторые думают, что это было задумано как астрономическое город, поскольку говорят, что город служил как грандиозный доказательство имперского величия Ахеменидов. Тем не менее, благодаря археологическим находкам, мы знаем, что Персеполис был задуман как административная и политическая столица, о чем свидетельствует анализ архитектурных остатков и записи на клинописных таблицах.

Дворец Ста колонн и его лестницы. Бессмертные.

Чтобы добраться до Акрополя, нужно подняться двойными ступеньками, которые, вероятно, были построены во время господства царя Ксеркса 1-го и которые имели 111 ступенек. Эти монументальные лестницы, вырезанные из известняка, имеют ширину 7 метров и только 10 см высотой (чтобы гости и делегации могли подняться на лошадях). Именно поднимание теми, по сути, бесконечными лестницами и мало постепенно показать посетителю весь этот блеск и величие того, что его ожидало. По этой лестнице поднимались посетители и делегации из всех провинций (тогда назывались сатрапии) Персидской империи, чтобы отдать дань уважения и присягнуть на верность великому королю.

Эти монументальные лестницы заслуженно считаются одним из шедевров ахеменидского искусства, поскольку они украшены барельефами, на которых искусно вырезаны делегации различных народов Империи, дары приносящих большом королеве. Лестнице повезло, их засыпало, когда крыша Ападани обрушилась во время пожара на них, и поэтому они прекрасно сохранились и до этого времени.

Главный вход стерегут два огромных полубыка-получеловека, каждый высотой в 5,5 м, снесены на подножке в 1,5 м (!), они стерегут и наблюдают за равниной, защищая город от внешних угроз. Внизу и возле голов быков можно прочитать надписи на древней персидской, еламский и вавилонском языках, которые превозносят Ксеркса, «Великого Короля, Короля Королей, Короля всех народов и всех наций, и который, благодаря Агури Мазде возвел этот вход « всех народов».

Не вызывает сомнений, что создатели этих быков были ассирийцами, о чем свидетельствует сходство быков-ламасу с быками дворца Саргона в Хорсабади. Как и ассирийские быки ламасу, они тоже считаются мифическим символом королевской власти и своего рода ангелами-хранителями Великого короля и Ахеменидской империи вообще.

В северной части лестницы видим также королевскую гвардию, известную как Бессмертные,[3] а также парад с конями и колесницами, которые несут королевский престол. Процессия народов, что привезли дары, является одним из наиболее впечатляющих элементов в Парсе. Во время этой церемонии верности и принесения даров делегации из всех 23 сатрапий приносят дары и драгоценности, символы богатства своей страны.

Величие и падение города.

Я оставляю руины с грустью под палящим солнцем. Несомненно, визит в Персеполис захватывает, это величие одного из чудес древнего мира. В это же время, я думаю о другие объекты Античности и Месопотамии, которым не повезло, многие из древних городов было разрушено и повреждено последними войнами в Ираке и Сирии. Неохотно, но иранский теократический правительство защищает свою древнюю и доісламську историю, в то время как другие правительства в регионе практически ничего для этого не сделали. Когда я спросила друзей-иранцев о том, правильно ли, что сокровища и экспонаты династии Ахеменидов хранятся в крупных европейских музеях, как Лувр или Британский национальный музей в Лондоне. На что они мне ответили, наверное, эти музеи – это лучшее место их хранения. И с ними трудно не согласиться. К счастью, Персеполис продолжает и дальше существовать, раскопки и глиняные таблички продолжают открывать свои тайны перенося посетителей в славное прошлое Ахеменидської империи. И смотря на это величие, вспоминаешь выражение «Я, Король королей, Великий Король…Это я все это построил

[1] Новруз, Наврез (крым. Navrez, от перс. نو / now (ноу) — «новый», и روز / amruz (руз) — «день») — праздник начала нового года в иранских, некоторых тюркских и некоторых кавказских народов, что были некогда под властью Персидской империи. Праздник отмечается 20, 21 или 22 марта, то есть в день весеннего равноденствия. Корни Наврезу идет от традиций Зороастризма, поэтому праздник также называют зороастрийским Новым годом.

[2] Зороастризм или Маздаизм, иногда Заратустрианство — (самоназвание : Вахви Даена Маздаясна — Благая Вера Почитания мудрости) — древнее пророческое вероучения, в основе которого находится проповедь древнеиранского пророка Заратустры, известная из зороастрийских гимнов — Гат, которые дошли до нас в составе Авесты — священного зороастрийского канона

[3] Впервые появились в империи Ахеменидов в VI веке до нашей эры. «Бессмертные» подробно описаны Геродотом, который обозначал их как «десять тысяч» или Αθάνατοι (с греч. ‘— бессмертные). По одной из версий, они получили такое название в результате того, что Геродот перепутал персидские слова Anūšiya (спутники) и Anauša (бессмертные). Другая версия объясняет происхождение названия тем, что, как только кто-то из «бессмертных» погибал, его заменяли другим, тем самым поддерживая число бессмертных постоянным (10 000 человек).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *